Зимбабве. Фактически как Украина, только климат лучше (продолжение)…

Продолжение статьи про Зимбабве, размещенной ранее на сайте

Зимбабве. Почти как Украина, только климат получше (продолжение)…

Улицы Хараре не похожи на дикие джунгли. Практически в каждой усадьбе, даже средних зимбабвийских размеров, есть наемные работники: горничные и садовники. Они живут, почти всегда, в маленьких домиках на местности той же усадьбы. Горничные делают всю домашнюю работу, а садовники подстригают траву и деревья на участке и меж домом и дорогой. Освещения на улицах Хараре нет принципиально. Поэтому после заката солнца машин на улицах фактически не остается.

А даже если бы освещение и было, оно бы все равно было отключено. Большая неувязка Зимбабве — стране не хватает электроэнергии. Построенная еще в Одна тысяча девятьсот шестьдесят году гидроэлектростанция на озере Кариба уже не может обеспечивать всю страну электроэнергией, потому фактически каждый вечер полстраны (и пол-Хараре) отключается от электропитания на 3-5 часов.

Поэтому фактически в каждом доме есть бензиновый или дизельный генератор, и вечером, идя по темным улицам, раз за разом слышишь разноголосое тарахтение генераторов. Большой неувязкой является также водоснабжение. Еще при белых к каждому дому были подведены водопровод и канализация. Но последний раз из водопровода вода шла летом прошедшего года. Поэтому у каждого дома или делают артезианскую скважину (если вода есть на участке), или ставят гигантскую цистерну (на 3-5 куб. м) и заливают туда привозную воду. Развоз воды – чуть не единственный процветающий личный бизнес в Зимбабве.

Зимбабве. Почти как Украина, только климат получше (продолжение)…

В Две тысячи девять году на местных зимбабвийских баксах уже не хватало места для печатания нулей (была купюра в 100 000 Нуль Нуль Нуль — 100 триллионов(!) зимбабвийских баксов = приблизительно Два американских бакса), а средства считались на вес, пачками, в магазинах были пустые полки. После того как в обращение вместо зимбабвийского официально был введен американский бакс, полки магазинов слету начали ломиться от продукта, завезенного из ЮАР. Правда, цены… Здесь это парадокс. В стране, где безработица достигает 90% (!), а средняя зарплата работающих составляет около 150$, цены на продукты на 20-25% выше, чем в Украине. И магазины не стоят просто так, люди в их всегда что-то получают.

Зимбабве. Почти как Украина, только климат получше (продолжение)…

Большая часть автомобилей — новые или относительно новые джипы или пикапы. Пикапы в Зимбабве вообще пользуются большой популярностью, при всем этом в основном для пассажирских перевозок. Местные жители охотно ездят, сидя или стоя в кузове пикапов. Временами пикапы смотрятся, как облепленные роем пчел, когда в небольшой кузов набивается два 10-ка людей. Мелкие узенькие маршрутные такси тоже заполняются так, что чьи-то руки, ноги или головы торчат из окон и дверей, которые не закрываются. На междугородных маршрутах встречаются древние автобусы, кажется, еще с тех времен, когда страна была . Сверху на их большой кучей навален багаж пассажиров, который только каким-то чудом не падает во время движения. А еще на дороге может повстречаться очень приличного вида Лендровер 50-60-х годов, за рулем которого будет сидеть сухощавый белокожий старик.

Зимбабве. Почти как Украина, только климат получше (продолжение)…

Движение в Зимбабве — левостороннее. Дороги в Зимбабве построены еще англичанами, они не широкие, но в достаточно приличном состоянии, даже по киевским меркам. Чинили их, по-видимому, лет 20 назад, но там нет снега, льда и морозов — вот они и сохранились. Временами, правда, выбоины ремонтируются. Утром рабочий в форме выгребает из ямы глину и камни и весь день пробует получить плату (1 или 2$) от водителей, которым мешает эта яма. Если получит, то вечером засыпает  яму камнями и глиной. А если не получит, то остается яма.

Вообще-то, во главе страны стоит многолетний президент страны доктор Роберто Мугабе.  Но правит государством в действительности коррупция. Нет, не так… КОРРУПЦИЯ. Ни один городской служащий пальцем не пошевельнет, если не получит свой подарок или не будет иметь от вашего дела свою прямую выгоду. Ну разве что полицейские могут арестовать вас безвозмездно.

Зимбабве. Почти как Украина, только климат получше (продолжение)…

Чтобы вас остановили на дороге зимбабвийские полицейские, вам не обязательно что-то нарушать. Почти всегда, в особенности если вы едете на новеньком джипе, полицейский просто захочит разглядеть вашу машину и пообщаться с вами. При всем этом стоит быть вежливым и улыбаться. И владеть английским языком, который является здесь городским, или языком народа шона (каким обладает 90% население). Потому что пообщавшись с вами минут 15-20 о вашем автомобиле, мобильном телефоне, погоде и еще много о чем, полицейский вас отпустит. Если вы спешите или взаправду что-то нарушили, то стоит сказать фразу по типу: Друг! Мне очень приятно с тобой говорить, но я очень спешу. Потому прими, пожалуйста, этот дружественный подарок. А в следующий раз, когда будет всласть времени, мы обязательно побеседуем вволю! и передать ему $20. Полицейский с пониманием отнесется к вашим проблемам, примет ваш подарок и с искренней улыбкой пожелает вам неплохой дороги. И упаси господи спорить с полицейским или обижать его, употребляя слова по типу: безосновательная или незаконная остановка! Вас слету могут арестовать и запроторить в участок, откуда вы выйдете, оплатив больше 100 баксов штрафов и взяток. И никакие телефонные звонки не посодействуют, разве что у вас есть прямой мобильный номер президента страны или 1-го из 2-ух (!) министров внутренних дел. По разным подсчетам, на содержание милиции и армии тратится львиная толика бюджета страны, процентов 70-80. И потому вечером, если у вас есть желание, вы смело можете прогуляться по темным улицам Хараре. Опасной может быть разве что встреча со змеей или пауком, на которых можно наступить в темноте.

Так сложилось, что более состоятельные белые и черные жители Хараре живут и работают в основном на окраинах города. А районы, прилегающие к центру, плотно населены менее состоятельными чернокожими зимбабвийцами. Если захотите узреть там белого человека, то посмотрите в зеркало.

Все не очень состоятельные белые из Зимбабве давно выехали.  Днем улицы в центре Хараре напоминают взбудораженный муравейник. Всегда все куда-то двигаются, какая-то суматоха вокруг тебя. Но все приветливы и доброжелательны. Народность шона, которая населяет Зимбабве, испокон веков была мирными земледельцами (в отличие от воинственных соседей-охотников — зулусов). Подавляющее большая часть населения — христиане разных конфессий. Выезжая из Хараре, всегда узреешь неподалеку от дороги несколько групп людей в белых просторных одежах. В хоть какое время дня они сидят где-то в тени вокруг собственного проповедника, внимательно его слушая или исполняя песни. А вокруг их — бескрайние поля, засеянные кукурузой, или апельсиновые плантации.

Зимбабве. Почти как Украина, только климат получше (продолжение)…

Ранее, во времена белых фермеров,  сельское хозяйство было главным поставщиком экспорта в примыкающие страны. От ЮАР до Конго и Кении славились зимбабвийские пшеница, овощи и мясо. А с табачных плантаций брали продукцию наибольшие мировые компании. Сбор зерна, табака и сладкого тростника здесь когда-то собирали дважды в год, а овощей — по три урожая в год. После национализации земли и отъезда из страны 20 тысяч белых фермеров сельское хозяйство в Зимбабве совсем пришло в упадок. Системы искусственного орошения новые владельцы сдали на металлолом, поля заросли слоновьей травой, и о прошедшем величии на данный момент напоминают только бетонные элеваторы, которые на фоне окружающей разрухи смотрятся пришельцами из другого мира. А кукурузные поля чуток дают возможность крестьянам прокормить себя.

Когда я на все это смотрел, у меня всегда появлялась мысль, как все это похоже на нашу Украину. Богатейшие земли и пустые элеваторы, полные подходящих ископаемых недра и отключения электроэнергии, доброжелательные, проф, трудолюбивые и при всем этом с очень низким доходом люди, роскошные джипы на разваливающихся дорогах, коррумпированные гаишники… И уже в самолете по пути домой я сообразил, что все равно очень желаю еще вернуться  в эту географически далекую от Украины, но в то же время такую близкую страну.

Создатель: Егор Доброхлоп 

Расположено в

Рекомендуем
Новости